ГЛАВНАЯ МЫ Кодацкий Владимир Петрович Государственные доходы и расходы
antimonopolnogo-komiteta Пресс-конференция областного территориального отделения Антимонопольного комитета Украины Харьковчан заставляют необоснованно переплачивать за проезд в маршрутках. Об этом заявила заместитель председателя Харьковского...
-advokatirovanie-konkurenciiКодацкий Владимир Петрович Кандидат экономических наук (специальность – «Финансы, денежное обращение и кредит»), г. Харьков            Адвокатирование  конкуренции В Харьковской областной государственной администрации 31...

Кодацкий Владимир Петрович,

кандидат экономических наук (специальность ‘’ Финансы, денежное  обращение и кредит ‘’), г. Харьков

 Государственные доходы и государственные расходы

Социально-экономическое развитие Украины, уровень жизни населения во многом зависит от размера государственных доходов и государственных расходов.

В современных условиях хозяйствования состав государственных  доходов следующий:

1.Налоги.

2. Не налоговые поступления.

3.Государственные займы.

4.Эмиссия денежных средств.

Налоговая система  представляет собой весьма сложное,  эволюционирующее образование, тесно связанное с развитием государства и экономики.

Это показала трансформация налоговых систем западноевропейских стран в 20 веке. Она отразила: развитие корпоративных форм организации хозяйства с публичной отчетностью банков, акционерных  обществ и  расширение  круга собственников; увеличение сферы влияния финансового капитала; укрепление правовых демократических основ целого ряда государств.

Все это  способствовало превращению налоговых систем этих стран в часть сложного и эффективного  регулирования хозяйственной конъюнктуры, в  гибкий инструмент, воздействующий на уровень доходности различных видов собственности на соотношение  между  накоплением и потреблением в производственной и непроизводственных сферах.

Важнейшим методом мобилизации государственных доходов в  условиях рыночных отношений являются не налоговые поступления. Они включают:

1. Доходы от собственности и предпринимательской деятельности.

2.Административные сборы и платежи, доходы от некоммерческой и побочной продажи.

3. Поступления штрафов и финансовых санкций.

4. Другие не налоговые поступления.

Третьим по фискальному  значению  доходом  являются  государственные займы.

Они используются не только для покрытия бюджетного дефицита, но и для обеспечения различных  капитальных  вложений. Значительно   возрастает значение займов в периоды кризисного состояния экономики, когда усиливается напряженность разных звеньев  финансовой  системы. Обычно  рост  напряженности связан с высоким уровнем военных расходов, крупными  платежами по ранее взятым государственным займам, увеличением государственных расходов, обусловленных   растущими  социальными  программами  и  необходимостью государственного вмешательства в  экономику.

Рост займов в   период экономического кризиса может даже опережать увеличение налогов,  поскольку последние в силу недостаточной эластичности не способны  быстро   мобилизовать крупные финансовые ресурсы.

 

Между налогами  и государственными займами  существует тесная связь, определяемая тем, что финансовой базой погашения займов выступают налоги.

Растущие расходы государства, связанные  с погашением  займов и   выплатой процентов по ним, обуславливают необходимость повышения налогов. Последнее может быть обеспечено как за счет повышения действующих ставок  налогов, так и путем введения новых налоговых платежей.

Существует и обратное влияние налогов на займы. Например,  рост налогов неизбежно наталкивается на сопротивление  налогоплательщиков и правительство, не желая допускать обострение социальной напряженности идет по пути выпуска все новых и  новых займов. Единственным  барьером  на  этом  пути является платежеспособный спрос на государственные ценные бумаги.

Четвертым методом мобилизации государственных доходов является эмиссия денежных средств.

Обычно к эмиссии государство прибегает лишь в  том случае, если налоговые и займовые поступления не обеспечивают  покрытия растущих государственных расходов,  а на  финансовом  рынке  складывается не благоприятная ситуация  для выпуска  новых займов.

Эмиссии,  если они не связаны с потребностями хозяйственного  оборота, а  обусловлены  необходимостью покрытия бюджетного дефицита, ведут к усилению инфляционных явлений в экономике. Обычно страны с развитой рыночной экономикой стремятся не прибегать к эмиссии денежных средств. Однако и займы могут  ускорять течение инфляционных процессов; ведь владельцы облигаций, реализуя их  на финансовом рынке могут провоцировать инфляционный процесс, хотя последний протекает не в таких масштабах и не такими темпами, как это происходит при эмиссии.

По источникам поступления доходы государства подразделяются на платежи физических и юридических лиц. Платежи  юридических лиц государству  в свою очередь классифицируются в зависимости от формы их собственности (государственная, коллективная, частная).

Охарактеризованные выше методы мобилизации государственных доходов позволяют формировать фонды денежных средств на различных уровнях управления.

Содержание и  характер государственных расходов непосредственно связаны с функциями государства – экономической, социальной, управленческой, военной (оборонной).

Государственные расходы призваны удовлетворить наиболее важные потребности общества в области развития экономики и социальной сферы, осуществления государственного управления и укрепления обороноспособности страны. Расходы государства направляются на финансирование народного хозяйства и социально-культурных мероприятий, управление и оборону.

Государственные расходы в области  экономики способствуют  наращиванию научно-технического потенциала, модернизации предприятий и техническому  переоснащению всех отраслей  народного хозяйства. Активную роль государственные расходы  играют в осуществлении инвестиционной  политики, проведении природоохранных мероприятий, распространению экологически чистых технологий.

Специфическим видом  государственных  расходов в условиях рыночной экономики являются  затраты  на инвестиции в действующие или вновь создаваемые предприятия, нередко осуществляемые на долевых началах.

Расходы  государства, обусловленные его социальной деятельностью, имеют огромное значение. Они влияют  на рост реальных  доходов  населения, повышают моральный и культурный уровень жизни народа. За счет социальных  расходов государства финансируются  различные  мероприятия,  обеспечивающие воспроизводство рабочей силы,  переквалификацию работников, выплату различных видов пособий.

Выполняя разнообразные функции, государство несет расходы  не только по финансированию народного хозяйства и  социально-культурных  мероприятий, но и на содержание управленческих структур и оборону.

Государственное финансирование производится на безвозвратной основе за счет  бюджетных  и  внебюджетных  фондов,  формируемых  на  различных уровнях государственного  управления в процессе  распределения и  перераспределения части  национального  дохода. Посредством  этого финансирования  государство целенаправленно  перераспределяет  финансовые  ресурсы  между  производственной  и  непроизводственной  сферами,  отраслями  экономики и  территориями страны.

Совокупность конкретных видов государственных расходов тесно взаимосвязанных между собой представляет систему государственных расходов.

Организационное построение данной системы базируется на определенных принципах, устанавливаемых государством.

К числу важнейших из них  относятся:

целевое направление средств, безвозвратность расходования государственных ресурсов, соблюдение режима экономии.

Целевое назначение средств означает, что  государственные расходы  осуществляется  строго по целевому назначению в соответствии с направлениями их расходования.

Государство  устанавливает  приоритетность тех  или иных потребностей, регламентируя порядок их удовлетворения  исходя из  экономической политики и имеющихся государственных ресурсов.

Принцип безвозвратности расходования государственных  ресурсов  означает, что средства  использованные  на финансирование  народного  хозяйства, социальные и другие цели, не нуждаются в обязательном их возмещении. Этот режим расходования финансовых ресурсов отличается, например, от использования кредитных средств. Однако следование принципу безвозвратности не означает, что можно быть безразличным к конечному итогу использования  государственных ресурсов.

Достижению наибольшей результативности в процессе использования государственных расходов отвечает такой  принцип их  организации, как соблюдение режима экономии.

Он может быть охарактеризован как система форм и методов  последовательной  минимизации  затрат  относительно  получаемого результата. Этот принцип не всегда связан с сокращением расходов, но обязательно предполагает наиболее целесообразное их осуществление.

Например, в сфере социального обслуживания, борясь за соблюдение режима экономии  не всегда следует стремиться к  снижению  затрат, но зато обязательно – к более высокой их результативности.

Исследование вопросов государственных доходов и государственных расходов имеет огромнейшее значение для разработки направлений развития нашего государства.

 

 

КОММЕНТАРИИ

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Советуем прочитать эти материалы по теме

ОПРОС САЙТА

ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ ПОЛИТИКАМ
 

 

Рука помощи