ГЛАВНАЯ Нормативное обеспечение наших домов
pamyatka-provedeniya-rabot-po-registratsii-osmd-   №п/п Этапы, порядок работ, необходимые документы
normativnoe-obespechenie-nashih-domovНормативное обеспечение пользования помещениями жилых домов, содержание домов и придомовых территорий Законодательство Украины в сфере жилищно-коммунальных услуг базируется на Конституции Украины и состоит из...

Нормативное обеспечение пользования помещениями жилых домов, содержание домов и придомовых территорий

Законодательство Украины в сфере жилищно-коммунальных услуг базируется на Конституции Украины и состоит из нормативно-правовых актов в области гражданского, жилищного законодательства (Гражданский кодекс Украины; Жилищный кодекс Украины; Земельный кодекс Украины; Водный кодекс Украины и др.), Закона «О жилищно- коммунальные услуги »и других нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере жилищно-коммунальных услуг (Государственные строительные нормы; постановления Кабинета Министров Украины, решения органов местного самоуправления и др..). Если международными договорами Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законами Украины, то применяются правила международных договоров.


Закон Украины «О жилищно-коммунальных услугах» определяет основные принципы организационных, хозяйственных отношений, возникающих в сфере предоставления и потребления жилищно-коммунальных услуг между их производителями, исполнителями и потребителями, а также их права и обязанности. Предметом регулирования Закона «О жилищно-коммунальных услугах» являются правоотношения, возникающие между производителями, исполнителями, потребителями в процессе создания, предоставления и потребления жилищно-коммунальных услуг. Субъектами Закона «О жилищно-коммунальных услугах» являются органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, собственники, производители, исполнители и потребители жилищно-коммунальных услуг.

Государственная политика в сфере жилищно-коммунальных услуг базируется на следующих принципах:

1) обеспечение рационального использования имеющихся ресурсов и устойчивого развития населенных пунктов,
2) создание и поддержание конкурентной среды при выработке и предоставлении жилищно-коммунальных услуг, обеспечение контроля в сфере деятельности естественных монополий;
3) обеспечение функционирования предприятий, учреждений и организаций, которые производят, выполняют и / или предоставляют жилищно-коммунальные услуги, на условиях самофинансирования и достижения уровня экономически обоснованных расходов на их производство;
4) регулирование цен / тарифов на жилищно-коммунальные услуги, перечень которых определены Законом «О жилищно-коммунальных услугах», с учетом достигнутого уровня социально-экономического развития, природных особенностей соответствующего региона и технических возможностей;
5) обеспечение равных возможностей доступа к получению минимальных норм жилищно-коммунальных услуг для потребителей независимо от социального, имущественного положения, возраста, местонахождение и формы собственности юридических лиц и т.д.
6) соблюдение установленных стандартов, нормативов, норм, порядков и правил относительно количества и качества жилищно-коммунальных услуг;
7) обеспечение социальной защиты малообеспеченных граждан.

К полномочиям центрального органа исполнительной власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства относятся:

1) подготовка предложений по формированию государственной политики в сфере жилищно-коммунальных услуг,
2) организация в пределах его полномочий разработки и реализации государственных и региональных программ в сфере жилищно-коммунальных услуг;
3) разработка научно обоснованных нормативов расходов и потерь ресурсов, используемых при производстве, транспортировке и поставке жилищно-коммунальных услуг;
4) разработка в пределах полномочий системы нормативно-правовых актов по формированию цен / тарифов на жилищно-коммунальные услуги, стандартов, нормативов, норм, порядков и правил в сфере жилищно-коммунальных услуг, а также по эксплуатации, текущего и капитального ремонтов, реконструкции объектов жилищного фонда;
5) обеспечение контроля за соблюдением исполнителями / производителями требований стандартов, нормативов, норм, порядков и правил и издание предписаний по устранению нарушений в пределах, установленных законодательством;
6) разработка типовых договоров,
7) координация деятельности местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунальных услуг;
8) организация и выполнения в пределах полномочий работ по стандартизации, метрологии и подтверждения соответствия в сфере жилищно-коммунальных услуг;
9) лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности в сфере жилищно-коммунальных услуг согласно закону;
10) проведение мониторинга состояния расчетов за жилищно-коммунальные услуги;
11) нормативно-правовое обеспечение деятельности местных государственных администраций для осуществления контроля цен / тарифов на жилищно-коммунальные услуги;
12) решение других вопросов в сфере жилищно-коммунальных услуг согласно закону.
Центральные органы исполнительной власти принимают участие в разработке и реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунальных услуг в пределах своих полномочий, определенных законом. Центральный орган исполнительной власти по вопросам регулирования электроэнергетики формирует в пределах своей компетенции государственную политику по установлению цен на электроэнергию и природный газ, тарифов на их транспортировку и снабжение предприятиям и организациям, которые производят и предоставляют жилищно-коммунальные услуги населению.

К полномочиям Совета министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций в сфере жилищно-коммунальных услуг относятся:

1) обеспечение соблюдения требований законодательства в этой сфере;
2) разработка и реализация региональных и местных программ, участие в разработке и реализации государственных программ в этой сфере;
3) лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности в соответствии с законом;
4) взаимодействие с органами местного самоуправления по вопросам предоставления жилищно-коммунальных услуг и регулирования цен / тарифов в пределах своих полномочий;
5) привлечение внебюджетных источников финансирования для обеспечения выполнения государственных и региональных программ в сфере жилищно-коммунальных услуг;
6) осуществление контроля цен / тарифов на жилищно-коммунальные услуги и мониторинга состояния расчетов за них;
7) решение других вопросов в сфере жилищно-коммунальных услуг в соответствии с законами.

К полномочиям органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунальных услуг относятся:

1) утверждение и реализация местных программ в сфере жилищно-коммунального хозяйства, участие в разработке и реализации соответствующих государственных и региональных программ;
2) установление цен / тарифов на жилищно-коммунальные услуги в соответствии закону;
3) утверждение норм потребления и качества жилищно-коммунальных услуг, контроль за их соблюдением;
4) определение исполнителя жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Законом «О жилищно-коммунальных услугах» в порядке, утвержденном центральным органом исполнительной власти по вопросам жилищно- коммунального хозяйства;
5) управление объектами в сфере жилищно-коммунальных услуг, которые находятся в коммунальной собственности соответствующих территориальных громад, обеспечение их надлежащего содержания и эффективной эксплуатации, 6) обеспечение населения жилищно-коммунальными услугами необходимых уровня и качества;
7) установление удобного для населения режима работы производителей и исполнителей;
8) информирование населения в соответствии с законодательством о реализации местных программ в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также о соответствии качества жилищно-коммунальных услуг нормативам, нормам, стандартам и правилам;
9) заключение договоров с предприятиями различных форм собственности на изготовление и / или выполнение жилищно-коммунальных услуг;
10) осуществление контроля за соблюдением законодательства по защите прав потребителей в сфере жилищно-коммунальных услуг;
11) проведение мониторинга выполнения местных программ развития жилищно-коммунального хозяйства; 12) решение других вопросов в сфере жилищно-коммунальных услуг в соответствии с законом.

Стандарты, нормативы, нормы и правила устанавливают комплекс качественных и количественных показателей и требований, регламентирующих изготовление и выполнение жилищно-коммунальных услуг с учетом социальных, экономических, природно - климатических и других условий регионов и населенных пунктов.

Стандарты, нормативы, нормы, порядки и правила в сфере жилищно-коммунальных услуг разрабатывают и утверждают Кабинет Министров Украины, центральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации, центральный орган исполнительной власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в пределах их полномочий и согласно законодательству.

Другие центральные органы исполнительной власти утверждают нормативно-правовые акты в сфере жилищно-коммунальных услуг, которые выдаются в пределах их полномочий после согласования или совместно с центральным органом исполнительной власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и регистрируются в установленном законодательством порядке.

Контроль за соблюдением стандартов, нормативов, норм, порядков и правил в сфере жилищно-коммунальных услуг осуществляют центральные органы исполнительной власти и другие специально уполномоченные на это органы исполнительной власти, а также органы местного самоуправления в соответствии с их полномочиями. Указанные органы могут привлекать к своей работе на общественных началах представителей органов самоорганизации населения и членов правлений объединений совладельцев многоквартирных домов, жилищно-строительных кооперативов, молодежных жилых комплексов и т.п..
Результаты проверок соответствия соблюдения стандартов, нормативов, норм, порядков и правил в сфере жилищно-коммунальных услуг и выводы, полученные в результате работы комиссий, которые созданы по инициативе или при участии органов местного самоуправления и / или органов самоорганизации населения и членов правлений объединений совладельцев многоквартирных домов, жилищно-строительных кооперативов, молодежных жилых комплексов и т.п., должны беспрепятственно предоставляться для ознакомления этим представителям за их обращением.
Для подтверждения соответствия соблюдения требований кодексов установившейся практики, стандартов, нормативов, норм, порядков и правил физические и юридические лица - исполнители определенных видов жилищно-коммунальных услуг получают сертификат соответствия качества этих услуг согласно закону.
Порядок выдачи и лишения сертификата, срок его действия, а также исчерпывающий перечень видов жилищно-коммунальных услуг, подлежащих сертификации, устанавливает Кабинет Министров Украины. Определенные виды хозяйственной деятельности в сфере жилищно-коммунальных услуг подлежат лицензированию в соответствии с законом.

Жилищно-коммунальные услуги делятся по: функциональному назначению; порядком утверждения цен / тарифов.

В зависимости от функционального назначения жилищно-коммунальные услуги делятся на:

1) коммунальные услуги (централизованное снабжение холодной и горячей воды, водоотвод, газо-и электроснабжение, централизованное отопление, а также вывоз бытовых отходов и т.д.)
2) услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий (уборка внутридомовых помещений и придомовой территории, санитарно-техническое обслуживание, обслуживание внутридомовых сетей, содержание лифтов, освещение мест общего пользования, текущий ремонт, вывоз бытовых отходов и т.д.),
3) услуги по управлению домом, сооружением или группой домов (балансе, заключение договоров на выполнение услуг, контроль выполнения условий договора и т.п.)
4) услуги по ремонту помещений, домов, сооружений (замена и усиление элементов конструкций и сетей, их реконструкция, восстановление несущей способности несущих элементов конструкций и т.п.).


Перечни жилищно-коммунальных услуг и их состав в зависимости от функционального назначения определяются центральным органом исполнительной власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства.

Зависимости от порядка утверждения цен / тарифов на жилищно-коммунальные услуги они делятся на три группы:

1) первая группа - жилищно-коммунальные услуги, цены / тарифы на которые утверждают специально уполномоченные центральные органы исполнительной власти;
2) вторая группа - жилищно-коммунальные услуги , цены / тарифы на которые утверждают органы местного самоуправления для предоставления на соответствующей территории;
3) третья группа - жилищно-коммунальные услуги, цены / тарифы на которые определяются исключительно по договору (договоренностью сторон).

Цены / тарифы на коммунальные услуги и услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий формируются и утверждаются органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, определенными законом.

Минимальные нормы жилищно-коммунальных услуг устанавливаются с целью обеспечения санитарно-гигиенических требований проживания людей и их пребывания в помещениях, обеспечения технических требований к эксплуатации дома (сооружения), поддержки несущей способности конструкций и эксплуатационных характеристик внутридомовых сетей и систем. Минимальные нормы жилищно-коммунальных услуг, которые определяют минимальный перечень, минимальные требования к количеству и качеству жилищно-коммунальных услуг, утверждаются Кабинетом Министров Украины. К перечню минимально необходимых жилищно-коммунальных услуг не могут включаться услуги, цены / тарифы на которые определяются исключительно по договору (договоренностью сторон).

Порядок предоставления жилищно-коммунальных услуг, их качественные и количественные показатели должны отвечать условиям договора и требованиям законодательства. Перечень жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых потребителю, зависит от уровня благоустройства соответствующего дома (сооружения).

Коммунальные услуги предоставляются потребителю бесперебойно, за исключением времени перерывов на:

1) проведение ремонтных и профилактических работ исполнителем / производителем по графику, согласованному с исполнительными органами местных советов или местными государственными администрациями согласно действующим строительным нормам и правилам, правилам технической эксплуатации и пользования, положениями о проведении текущего и капитального ремонтов и другими нормативными документами;
2) межотопительный период для систем отопления, решение о начале и окончании которого принимается исполнительными органами соответствующих местных советов или местными государственными администрациями исходя из климатических условий, согласно действующим строительным нормам и правилам, правилам технической эксплуатации и другими нормативными документами;
3) ликвидацию последствий, связанных с действием непреодолимой силы.

В случае применения перерыва в предоставлении услуг исполнитель / производитель обязан сообщить через средства массовой информации о таком перерыве потребителя не позднее чем за 10 дней (за исключением перерыва, возникшего вследствие аварии или действия непреодолимой силы). В сообщении необходимо указать причину и срок перерыва в предоставлении соответствующих услуг. В случае превышения нормативно установленных сроков, за исключением наступления форс-мажорных обстоятельств, исполнитель / производитель несет ответственность согласно закону. Местные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, имеют право временно определять другие нормы потребления, качества и режимы предоставления жилищно-коммунальных услуг с учетом технических возможностей предприятий, климатических и других местных условий. Срок действия решения относительно ограничения других параметров и нормативов потребительских свойств, режимов предоставления жилищно-коммунальных услуг не может превышать один год.


 

КОММЕНТАРИИ

Интересная статья? Поделись ей с другими:

ОПРОС САЙТА

ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ ПОЛИТИКАМ
 

 

Рука помощи