
Одним из направлений снижения безработицы является совершенствование системы высшего образования на Украине.
В начале 90-х годов на территории Украины начался процесс создания негосударственных высших учебных заведений (ВУЗов). С образованием негосударственных ВУЗов, а их количество возрастало довольно стремительно, значительно увеличилась численность студентов, а также лиц имеющих высшее образование. Это привело к росту безработицы. Причем безработными в основном становились граждане с высшим образованием.
В настоящее время контроля со стороны государства за количеством подготавливаемых специалистов с высшим образованием не существует. В итоге возникла ситуация когда каждый ВУЗ стал осуществлять подготовку специалистов по таким профессиям как бухгалтер, экономист, юрист. Качество подготовки специалистов в отдельных ВУЗах не соответствует в ряде случаев требованиям Министерства образования и науки Украины.
Проведенные нами исследования по ряду центров занятости населения
г. Харькова показали, что из общего количества безработных, около 80% составляют лица, имеющие высшее образование. Среди безработных с высшим образованием, 55-60% составляют следующие профессии: бухгалтер, экономист, юрист.
По нашему мнению, в нашем государстве необходимо осуществить реформу высшего образования. Для этого следует провести переаттестацию и перелицензирование всех ВУЗов Украины, как государственных, так и не государственных.
По нашему мнению, было бы нецелесообразным в каждом ВУЗе осуществлять подготовку бухгалтеров, экономистов, юристов. Количество подготавливаемых специалистов с высшим образованием в государственных ВУЗах должно утверждаться парламентом страны.
По нашему мнению, реформа высшего образования на Украине будет способствовать:
1.Снижению безработицы.
2.Уменьшению расходов государства на образование.
3.Усилению контроля за количеством подготавливаемых специалистов, а также качеством образования.
4.Эффективному использованию трудовых ресурсов.
При осуществлении реформы высшего образования следует особое внимание уделять подготовке специалистов для агропромышленного комплекса.
В настоящее время отдельные регионы страны испытывают потребности в высококвалифицированных специалистах. Это во многом объясняется низким уровнем жизни на селе, неудовлетворительными условиями труда.
При реформировании высшего образования в нашем государстве следует учитывать зарубежный опыт. В Швеции все ВУЗы являются государственными учреждениями (за исключением Высшей коммерческой школы в Стокгольме) и финансируются государством. Те ВУЗы, которые управляются местными органами власти, получают субсидии центрального правительства, а оставшуюся часть финансируют местные власти.
Каждый год парламент Швеции решает вопрос о численности приема студентов в ВУЗы на основе рекомендаций правительства. Университеты и профессиональные колледжи могут незначительно корректировать число принятых. В отдельные учебные заведения (медицинские институты и инженерные колледжи) существует ограниченный прием студентов.
КОДАЦКИЙ ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ,
кандидат экономических наук (специальность ‘’ Финансы, денежное обращение и кредит ‘’), г. Харьков